Сопроводительное письмо


Для того, чтобы устроиться на хорошую работу, недостаточно быть просто отменным специалистом, нужно при этом еще и понравиться работодателю. И в стремлении добиться своей цели люди обычно выбирают один из двух путей: идут напролом, минуя всякие условности, или же «растекаются мыслию по древу». Первый тип людей игнорирует такую возможность, как написание сопроводительных писем, и нередко проигрывают от этого. Вторые используют её с удовольствием, но также проигрывают. Почему же так происходит?

Прежде чем отвечать на этот вопрос необходимо определиться, что из себя представляет сопроводительное письмо. Это официальный документ или же веселенькая агитационная листовка? Если спрашивать профессионалов — карьерных консультантов, то они имеют однозначное мнение на этот счет. Сопроводительное письмо — компактный документ, необходимый для начальной коммуникации с работодателем, а как и всякий документ, оно имеет свои принципы составления.

На практике сопроводительные письма бывают двух видов. Условно их можно обозначить как собственно сопроводительные письма и маленькие сопроводительные записки. Вторые, как понятно из названия, представляют из себя коротенькие добавки к резюме. Их посылают без особой цели привлечь к себе внимание, а просто вместо приветствия. В сопроводительной записке иногда может быть всего пара слов. К примеру: «Привет. Высылаю свое резюме» или «Здравствуйте, мое резюме в приложенном файле». Даже если вы устраиваетесь в иностранную компанию, необходимо быть более многословным.

Сопроводительное письмо представляет собой более серьезный документ, главным назначением которого является заинтересовать работодателя, убедить его просмотреть ваше резюме и, в конечном итоге, пригласить именно вас на собеседование.

Да и для составления сопроводительных писем карьерные консультанты и HR-специалисты выделяют несколько негласных правил.

Во-первых, объем. Не стоит дублировать свое резюме. Предпочтительны 5-7 предложений в два-три абзаца. Многие эксперты уверены, что сопроводительное письмо длиннее 3 абзацев в лучшем случае просто пробегут глазами, в худшем — просто не будут читать. В любом случае главная цель — привлечь внимание работодателя — не будет достигнута.

Во-вторых, содержание. Как уже говорилось выше, сопроводительное письмо ни в коем случае не должно дублировать резюме, оно может содержать какие-то дополнительные сведения о кандидате, которые привлекли бы работодателя. В идеале, вы должны объяснить ему, какую именно пользу для компании представляет ваша кандидатура, вплетая это в контекст деятельности самой компании и тем самым показав свою осведомленность в вопросах ее бизнеса. Если резюме далеко от совершенства, то в сопроводительном письме допустимо восполнить пробелы и объяснить, к примеру, причину увольнения с предыдущего места работы или перерыва в трудовой деятельности. В отдельных случаях можно построить сопроводительное письмо, отталкиваясь от факта, который свидетельствует против вас. Например, когда вы посылаете письмо на должность специалиста с опытом от пяти лет, а у вас за плечами только три года. Но этим приемом нужно пользоваться очень умело, иначе можно все испортить. Что касается данного примера, то здесь можно посоветовать использовать такую фразу: «Мой опыт работы очень емкий, за три года я освоил навыки, на приобретение которых некоторые специалисты тратят более пяти лет».

В-третьих, не забывайте про деловой язык и стиль. В сопроводительном письме допустим только официально-деловой стиль. В письме не должно быть никакой фамильярности, сленговых и просторечных выражений, смайликов и других подобных вещей. В то же время не стоит перегружать сопроводительное письмо сложными конструкциями и терминами, ведь его, скорее всего, будет читать не специалист, работающий по одному направлению с вами, а менеджер по работе с персоналом, который может не разбираться в тонкостях вашей профессии. Широту кругозора и уровень интеллекта лучше приберечь для собеседования.

В-четвертых, композиция. В стандартном сопроводительном письме из 5-7 фраз первые абзацы должны быть посвящены мини презентации, в которой кандидат подчеркивает свои умения и выгоду, которую может получить компания, пригласив его на работу. В последнем абзаце нужно обязательно поблагодарить адресата за внимание и подчеркнуть свою готовность к личной встрече. Можно проявить инициативу и сообщить о своем намерении связаться в определенный срок с работодателем, чтобы уточнить решение относительно своего резюме.